КГУ "Психолого-медико-педагогическая консультация Турксибского района города Алматы"
Официальный интернет ресурс

Балакирева Г.Н.текст

Балакирева Галина Николаевна педагог дефектолог психолого-медико-педагогической консультации Турксибского района.

АУТИЗМ – ЭТО

крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни 

Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет

ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

Аутизм – особенность психического развития.

Аутизм представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

Клара Самойловна Лебединская  выделила 4 группы  раннего детского аутизма.

1 группа

Дети с наиболее глубокой патологией при которой невозможно организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения - полная отрешенность от происходящего вокруг. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов. Преобладает полевое поведение, при попытке удержать его может возникнуть крик, самоогрессия, которые прекращаются как только ребенка оставляют в покое. В речи они мутичны, не используют жесты, мимику, выразительные движения.

Эта группа имеет наихудший прогноз и нуждается в постоянном уходе.

2 группа

Поведение более целенаправленное.

Дети общаются с ограниченным кругом людей, проявляют повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной

реакции. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий, любая попытка изменения которых вызывает у ребенка ужас и вызывает защитные реакции в виде аутоагрессии (самоаграссии) или генерализованной агрессии ( направленной на другого человека). Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха. В речи преобладают речевые штампы, команды, эхолалии.

Способен к накоплению и усвоению знаний только в готовом виде, но не могут их

использовать в жизни. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.

3 группа

Дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в

стереотипной форме и не носят познавательного характера.

Увлечения носят цикличный характер: ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Отмечается экстремальная конфликтность, проявляется в вербальной агрессии

Более высокий уровень развития речи, но это мнологическая речь не направленная на собеседника. Речь подчеркнуто взрослая, с цитатами, использованием сложных фраз. В целом создает впечатление высокоинтеллектуального ребенка, своей речью, интересам к схемам, шифрам, графикам, сложным и необычным областям знаний. Но активное мышление направленное на освоение нового не развивается, в быту они крайне не приспособлены, не привлекаются к тем видам деятельности, в которых чувствуют себя не успешными.

4 группа

Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта – повышенная ранимость, уязвимость при взаимодействии с окружающими. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду; чувствительность к чужой оценке.

Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки взрослого. На первый план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости при контактах.

Речь замедлена, бедна, аграмматична, не улавливает инструкции. Дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе при адекватной психологической коррекции.

Причины возникновения аутизма.

Врожденные биологические факторы, например, мозговая дисфункция;

Недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его

областей;

Хромосомные аномалии и нарушения обмена веществ в организме.

Особенности организации процесса обучения ребёнка с РАС

1 этап: установление контакта педагога с

Учеником

2 этап: формирование общеучебных навыков

3 этап: овладение навыками альтернативной

коммуникации (жестовое общение)

4 этап: обучение

Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас.

Ведь в нашу жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»

Р.Шнайдер – педагог и философ.

Записаться на прием

Искренне рад приветствовать Вас на нашем сайте

Искренне рад приветствовать Вас на нашем сайте