Балакирева Галина Николаевна педагог дефектолог психолого-медико-педагогической консультации Турксибского района.
АУТИЗМ – ЭТО
крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
Постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни
Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет
ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
Аутизм – особенность психического развития.
Аутизм представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.
Клара Самойловна Лебединская выделила 4 группы раннего детского аутизма.
1 группа
Дети с наиболее глубокой патологией при которой невозможно организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения - полная отрешенность от происходящего вокруг. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов. Преобладает полевое поведение, при попытке удержать его может возникнуть крик, самоогрессия, которые прекращаются как только ребенка оставляют в покое. В речи они мутичны, не используют жесты, мимику, выразительные движения.
Эта группа имеет наихудший прогноз и нуждается в постоянном уходе.
2 группа
Поведение более целенаправленное.
Дети общаются с ограниченным кругом людей, проявляют повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной
реакции. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий, любая попытка изменения которых вызывает у ребенка ужас и вызывает защитные реакции в виде аутоагрессии (самоаграссии) или генерализованной агрессии ( направленной на другого человека). Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха. В речи преобладают речевые штампы, команды, эхолалии.
Способен к накоплению и усвоению знаний только в готовом виде, но не могут их
использовать в жизни. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.
3 группа
Дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в
стереотипной форме и не носят познавательного характера.
Увлечения носят цикличный характер: ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Отмечается экстремальная конфликтность, проявляется в вербальной агрессии
Более высокий уровень развития речи, но это мнологическая речь не направленная на собеседника. Речь подчеркнуто взрослая, с цитатами, использованием сложных фраз. В целом создает впечатление высокоинтеллектуального ребенка, своей речью, интересам к схемам, шифрам, графикам, сложным и необычным областям знаний. Но активное мышление направленное на освоение нового не развивается, в быту они крайне не приспособлены, не привлекаются к тем видам деятельности, в которых чувствуют себя не успешными.
4 группа
Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта – повышенная ранимость, уязвимость при взаимодействии с окружающими. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду; чувствительность к чужой оценке.
Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки взрослого. На первый план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости при контактах.
Речь замедлена, бедна, аграмматична, не улавливает инструкции. Дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе при адекватной психологической коррекции.
Причины возникновения аутизма.
Врожденные биологические факторы, например, мозговая дисфункция;
Недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его
областей;
Хромосомные аномалии и нарушения обмена веществ в организме.
Особенности организации процесса обучения ребёнка с РАС
1 этап: установление контакта педагога с
Учеником
2 этап: формирование общеучебных навыков
3 этап: овладение навыками альтернативной
коммуникации (жестовое общение)
4 этап: обучение
Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас.
Ведь в нашу жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»
Р.Шнайдер – педагог и философ.