элективный курс, специальные курсы
Программа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ»
Для учителей
1 час в неделю, всего 34 часа
Абенова Индира Болатовна
КГУ “ ПСИХОЛОГО- МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ТУРКСИБСКОГО РАЙОНА ГОРОДА АЛМАТЫ”
руководитель, учитель- дефектолог,педагог- эксперт
- Содержание пояснительной записки
Данная программа» организация профессионального развития учителей " рассчитана на 2024-2025 учебный год в организациях среднего образования Республики Казахстан. Она направлена на совершенствование профессиональных навыков учителей, эффективную организацию процесса обучения и воспитания в соответствии с требованиями современного образования.
Программа способствует формированию у педагогов навыков саморазвития, повышения профессионального мастерства и освоения новых педагогических технологий. Кроме того, он оказывает учителям практическую поддержку в таких областях, как внедрение инновационных методов, использование цифровых образовательных ресурсов, развитие эмоционального интеллекта и взаимодействие с профессиональными сообществами.
Структура программы основана на теоретических основах, практических заданиях, саморефлексии и критериях оценки. Учителя оттачивают свое педагогическое мастерство, составляя планы профессионального развития, создавая портфолио, обмениваясь опытом с коллегами. В результате реализации данной программы учителя смогут повысить качество образования и освоить применение гибких стратегий обучения, отвечающих потребностям учащихся.
Данная программа направлена на организацию профессионального развития учителей, адаптирует их к новым требованиям в системе образования и помогает эффективно использовать инновационные решения.
Цель программы:
Освоение стратегий управления профессиональным развитием учителей, эффективных методов обучения и современных образовательных тенденций.
Обязанности:
1.Разъяснение основ профессионального развития – изучение способов управления профессиональным развитием учителей.
2.Овладение современными педагогическими технологиями – обучение инновационным методам обучения и цифровым инструментам.
3.Совершенствование педагогического мастерства-развитие творческого потенциала педагогов, укрепление лидерских качеств.
4.Формирование навыков саморазвития – развитие у педагогов навыков рефлексии, самооценки и непрерывного образования.
5.Организация профессионального сообщества – укрепление внутришкольных и внешних профессиональных связей, создание площадок для обмена опытом.
Актуальность программы
Интенсивные изменения в сфере образования, развитие технологий и внедрение новых педагогических методов требуют непрерывного совершенствования профессионального развития педагогов. Сегодняшний учитель должен не ограничиваться только предметными знаниями, а владеть современными методами обучения и пользоваться цифровыми средствами. Кроме того, важно адаптироваться к потребностям учащихся, развивать эмоциональный интеллект и формировать навыки обучения на протяжении всей жизни.
Направленность:
Программа предназначена для педагогов, руководителей школ, методистов, менеджеров образования. Он предлагает комплексные методы управления профессиональным развитием учителей.
Научность:
Данная программа основана на современных исследованиях в области педагогики, психологии, управления образованием. Он опирается на "теорию профессионального развития" М. Фуллана, "теорию ближайшего развития" Л. Вигоцкого, "модель рефлексивного обучения" Д. колба и другие научные концепции.
Новизна
- Инновационные методы: Lesson Study, Coaching & Mentoring, STEAM, Gamification.
- Использование цифровых инструментов: Google Classroom, Kahoot, Quizizz, Padlet.
- Создание профессионального сообщества: организация площадок для обмена опытом учителей.
- Педагогические стартапы и предпринимательство: личный брендинг учителя и создание онлайн-курсов
Ожидаемые результаты программы
- Владеет принципами организации профессионального развития учителей.
2.Умеет применять на практике инновационные методы обучения.
- Эффективно использует цифровые инструменты.
- Умеет составлять и реализовывать план профессионального развития.
5.Может организовать профессиональные сообщества в своей школе.
Методы обучения
- Лекции (30%)
- Практические занятия (40%)
- тренинги, воркшопы (20%)
4.Размышления и самооценка (10%)
2.Содержательный раздел
№1 раздел. Основы управления профессиональным развитием учителей (8 часов) |
||
1.1 |
Теоретические основы профессионального развития |
2 часа |
1.2 |
Основные направления профессионального развития учителей |
2 часа |
1.3 |
Модели профессионального развития: Lesson Study, коучинг ,наставничество |
2 часа |
1.4 |
Планирование и оценка программ профессионального развития |
2 часа |
№2 раздел. Пути повышения компетентности учителей (10 часов) |
||
2.1 |
Компетентность учителя XXI века |
2 часа |
2.2 |
Стратегии саморазвития учителя |
2 часа |
2.3 |
Инновационные методы обучения |
2 часа |
2.4 |
Организация профессиональных сообществ |
2 часа |
2.5 |
Формирование личного бренда учителя |
2 часа |
№3 раздел .Современные тренды в профессиональном развитии учителей (8 часов) |
||
3.1 |
Образовательные технологии и цифровая среда |
2 часа |
3.2. |
Важность EdTech и искусственного интеллекта |
2 часа |
3.3 |
Эмоциональный интеллект учителя |
2 часа |
3.4 |
Педагогические стартапы и предпринимательство |
2 часа |
№4 раздел. Составление плана профессионального развития учителей (8 часов) |
||
4.1 |
Разработка индивидуального плана развития учителя |
2 часа |
4.2 |
Создание портфолио профессионального развития |
2 часа |
4.3 |
Организация внутришкольной системы профессионального развития |
2 часа |
4.4 |
Итоговая рефлексия и оценка |
2 часа |
5 |
Всего: |
34 часа |
- Нормативный раздел
В неделю-1час. Итого - 34 часа.
№ |
Раздел Тема |
Цель обучения |
Количество часов |
||||||
Все |
Теория |
Тәжірибе |
Все |
||||||
№1 раздел. Основы управления профессиональным развитием учителей (8 часов) Теория-8, Практика -0 |
|||||||||
1.1 |
Теоретические основы профессионального развития |
Учителя понимают теоретические основы профессионального развития, приобретают его значение в системе образования. |
2 |
2 |
|
Учителя: осваивают основные понятия, концептуальные основы профессионального развития и значение непрерывного образования. |
|||
1.2 |
Основные направления профессионального развития учителей |
Учителя понимают основные направления профессионального развития, исследуют возможности их применения в своей практике. |
2 |
2 |
|
Учителя: изучают современные направления профессионального развития, пути совершенствования педагогического опыта и стратегии саморазвития. |
|||
1.3 |
Модели профессионального развития: Lesson Study, коучинг ,наставничество |
Учителя разбираются в особенностях моделей Lesson Study, коучинга и обучения, анализируют их эффективность и применяют на практике. |
2 |
2 |
|
Учителя: знакомятся с эффективными моделями профессионального развития и осваивают практическое применение методов Lesson Study, коучинга и обучения. |
|||
1.4 |
Планирование и оценка программ профессионального развития |
Учителя владеть методами планирования и оценки программ профессионального развития, анализировать их результативность. |
2 |
2 |
|
Учителя: осваивают и внедряют в свою практику методы планирования, реализации и оценки программ профессионального развития. |
|||
№2 раздел. Пути повышения компетентности учителей (10 часов)теория-3, Практика -7 |
|||||||||
2.1 |
Компетентность учителя XXI века |
Учителя понимать основные аспекты профессиональных компетенций в XXI веке, осваивать их роль в системе образования, и изучать направления профессионального развития. |
2 |
1 |
1 |
Учителя определяют современные педагогические компетенции и составляют инфографику или таблицу, отражающую их значение в профессиональной деятельности. |
|||
2.2 |
Стратегии саморазвития учителя |
учителя понимать стратегии саморазвития, приобретать навыки, необходимые для профессионального развития, и давать возможность составить индивидуальный план развития. |
2 |
2 |
Учителя разрабатывают индивидуальные планы профессионального развития и формулируют их на основе целей SMART. |
||||
2.3 |
Инновационные методы обучения |
учителям необходимо понимать особенности инновационных методов обучения, осваивать их эффективность, и исследовать пути их применения на практике. |
2 |
2 |
Учителя анализируют инновационные методы обучения и готовят презентацию, описывающую их особенности. |
||||
2.4 |
Организация профессиональных сообществ |
учителя понимают структуру и деятельность профессиональных сообществ, осваивают их роль в обмене опытом между учителями, и изучают методы совместной работы. |
2 |
2 |
|
Учителя анализируют способы развития профессиональных сообществ и создают рекомендации, предлагающие эффективные стратегии организации. |
|||
2.5 |
Формирование личного бренда учителя |
учителя понимать значение формирования личного профессионального бренда, овладевать его основными элементами и исследовать пути развития собственного профессионального имиджа. |
2 |
|
2 |
Учителя изучают стратегии формирования личного бренда и составляют личное портфолио или резюме для использования в профессиональных социальных сетях. |
|||
№3 раздел. Современные тренды в профессиональном развитии учителей (8 часов)теория-3, практика -5 |
|||||||||
3.1 |
Образовательные технологии и цифровая среда |
Формирование у учителей понимания образовательных технологий и цифровой среды, овладение их эффективным использованием. |
2 |
1 |
1 |
Учителя работают с цифровыми средствами, используя современные образовательные технологии. |
|||
3.2 |
Важность EdTech и искусственного интеллекта |
Дать учителям возможность понять влияние EdTech и искусственного интеллекта на систему образования, научить их использовать в процессе обучения. |
2 |
1 |
1 |
Учителя изучают и используют возможности EdTech и искусственного интеллекта в процессе обучения. |
|||
3.3 |
Эмоциональный интеллект учителя |
Создание условий для понимания учителями значения эмоционального интеллекта и умения эффективно использовать его в профессиональной деятельности. |
2 |
1 |
1 |
Учителя развивают навыки эмоционального интеллекта и налаживают эффективные отношения. |
|||
3.4 |
Педагогические стартапы и предпринимательство |
Обеспечить понимание учителями основ предпринимательства и стартапов в сфере образования, привить навыки разработки инновационных проектов. |
2 |
|
2 |
Учителя разрабатывают образовательные стартапы и предпринимательские идеи. |
|||
№4 раздел. Составление плана профессионального развития учителей (8 часов)теория-3, практика -5 |
|
|
2 |
||||||
4.1 |
Разработка индивидуального плана развития учителя |
Понимать систематическое планирование профессионального развития учителей, уметь составлять индивидуальный план развития. |
2 |
1 |
1 |
Педагоги разрабатывают индивидуальный план развития. |
|||
4.2 |
Создание портфолио профессионального развития |
Понимание методов обобщения и демонстрации профессиональных достижений учителей, овладение созданием портфолио. |
2 |
1 |
1 |
Учителя создают профессиональное портфолио. |
|||
4.3 |
Организация внутришкольной системы профессионального развития |
Понимание значимости внутришкольной системы профессионального развития, овладение ее организацией и реализацией. |
2 |
1 |
1 |
Учителя организуют внутришкольную систему развития. |
|||
4.4 |
Итоговая рефлексия и оценка |
Понимать значение анализа и оценки процесса профессионального развития, владеть рефлексией на свой опыт. |
2 |
|
2 |
Учителя анализируют и оценивают профессиональное развитие. |
|||
5 |
Всего: |
|
2 |
17 |
17 |
|
4.Информационно-методический раздел
Оценочные критерии:
- "Удовлетворительно" (40% -64%) – Основные требования выполнены частично, но есть трудности с полным усвоением материала.
- "Хорошо" (65% -84%) – Материал достаточно усвоен, необходимо улучшить некоторые аспекты.
- "Отлично" (85% -100%) – Все требования выполнены на высоком уровне, материал полностью освоен.
- Методические рекомендации по организации обучения
Данное методическое пособие разработано для эффективного проведения курса, направленного на профессиональное развитие. Он включает в себя основное содержание каждого раздела, методы обучения, организационные подходы и дидактический материал.
Раздел № 1: Основы управления профессиональным развитием педагогов (8 часов)
1.1 теоретические основы (2 часа)
Основной контент:Понятие, значение профессионального развития.Изменения и требования в современном образовании.Методы обучения:Презентация и лекция.Размышлять ("что для вас значит профессиональное развитие?"обсуждение)Дидактические материалы:Инфографика: "этапы профессионального развития»Материалы учебника и статьи
1.2 направления профессионального развития педагогов (2 часа)
Основной контент:Основные направления непрерывного профессионального развития (курсы повышения квалификации, обмен опытом, научные исследования)Правовые основы профессионального развития педагогов в Казахстане.Методы обучения:
Мозговой штурм « " какие пути профессионального развития вы знаете?»
Кейс-анализ (исследование конкретных случаев)Дидактические материалы:
Список программ профессионального развития для педагогов.Тематические видео и презентации
1.3 модели профессионального развития: Lesson Study, коучинг ,менторство( 2 часа)
Основной контент:Особенности метода Lesson Study.Коучинг и менторство как инструмент профессионального развития.Методы обучения:Командная работа (разработка плана Lesson Study)
Практическое задание (моделирование коучинговой сессии).Дидактические материалы:
Рекомендации по коучингу и ментору.Образцы планов уроков Lesson Study
1.4 планирование и оценка программ профессионального развития (2 часа)
Основной контент:Этапы планирования профессионального развития педагогов.Критерии оценки и размышления.Методы обучения:SWOT-анализ (разработка собственного плана профессионального развития)Дебаты: "насколько важен план профессионального развития?»
Дидактические материалы:Образец плана профессионального развития.Оценочные листы и вопросы самоанализа
Часть №2: пути повышения компетентности педагогов (10 часов)
2.1 компетентность учителя XXI века (2 часа)Основной контент:Новые требования в образовании
Важность Soft skills и Hard skills.Методы обучения:Групповая дискуссия «" какие компетенции важны?»Лист самооценки.Дидактические материалы:Карта компетенций учителя XXI века
2.2 стратегии саморазвития Учителя (2 часа)Основной контент:Методы саморазвития: рефлексия, SMART-постановка целей.Методы обучения:Самооценка (составление индивидуального плана развития)Дидактические материалы:SMART-модель целеполагания.
2.3 инновационные методы обучения (2 часа)Основной контент:Интерактивное обучение, STEAM, геймификация.Методы обучения:Практическое занятие (применение инновационных методов обучения)Дидактические материалы:Интерактивные шаблоны уроков.2.4 организация профессиональных ассоциаций (2 часа)Основной контент:Профессиональные объединения учителей, обмен опытом.Методы обучения:Размышления (организация клубов по обмену опытом)
Дидактические материалы:Обзор профессиональных ассоциаций
2.5 формирование личного бренда Учителя (2 часа)
Основной контент:Важность личного бренда, стратегии самореализации.Методы обучения:Анализ имиджа в социальных сетях.Дидактические материалы:
Чек-лист по формированию личного брендаЧасть № 3: Современные тренды в профессиональном развитии учителей (8 часов)3.1 образовательные технологии и цифровая среда
Основной контент:Дистанционное обучение, системы LMS.Методы обучения:Практическая работа (исследование цифровых платформ)Дидактические материалы:Список инструментов EdTech
Раздел № 4: разработка плана профессионального развития учителей (8 часов)
4.1 разработка индивидуального плана развития (2 часа)
Основной контент:Алгоритм разработки собственного плана развития.Методы обучения:
Практическая работа (разработка собственного плана развития)Дидактические материалы:
Образец плана самостоятельного развитияЭффективная организация обучения в рамках элективного курса «Организация профессионального развития учителей» требует соблюдения современных методических подходов, обеспечивающих всестороннее развитие педагогов.
Основные принципы организации обучения:
Комплексный подход – курс сочетает теоретическое изучение, практическую деятельность и рефлексию для глубокого усвоения материала.
Интерактивные методы – активное использование дискуссий, групповых заданий, коучинг-сессий и проектной работы.
Применение цифровых технологий – использование онлайн-платформ, электронных ресурсов и EdTech-инструментов для повышения эффективности обучения.
Персонализация обучения – адаптация содержания курса под потребности и уровень подготовки педагогов.
Рефлексия и самооценка – систематическое подведение итогов, анализ собственного профессионального развития и постановка новых целей.
Форматы работы в рамках курса:
Лекционные занятия – знакомство с ключевыми концепциями профессионального развития, педагогическими теориями и инновационными методами.
Практические занятия – анализ кейсов, моделирование педагогических ситуаций, разработка стратегий профессионального роста.
Проектная деятельность – работа в командах над созданием образовательных продуктов и внедрение их в практику.
Онлайн-ресурсы – работа с электронными портфолио, участие в профессиональных сообществах и вебинарах.
Индивидуальные консультации – обсуждение персональных стратегий развития с наставниками и экспертами.
Приложение №1
Анкета: «Формирование личного бренда учителя»
Уважаемый(ая) коллега!
Данная анкета поможет определить ваш уровень понимания и восприятия личного бренда учителя, а также выявить пути его формирования и развития. Пожалуйста, ответьте на вопросы честно.
- Общие вопросы
- Как вы понимаете термин «личный бренд учителя»?
- Считаете ли вы, что личный бренд влияет на вашу профессиональную деятельность? (Да/Нет)
- Как вы оцениваете свой личный бренд на данный момент? (Слабый, Средний, Сильный)
- Какие качества, по вашему мнению, должны быть у учителя с сильным личным брендом?
- Какую роль играет ваш внешний вид и стиль общения в формировании имиджа учителя?
- Цифровой имидж и социальные сети
- Используете ли вы социальные сети для профессионального развития? (Да/Нет)
- Какие платформы вы предпочитаете для профессионального общения? (Instagram, Facebook, Telegram, YouTube, TikTok, Другое)
- Как часто вы публикуете образовательный контент в социальных сетях? (Регулярно, Иногда, Никогда)
- Ведёте ли вы личный блог или страницу, связанную с педагогической деятельностью? (Да/Нет)
- Считаете ли вы, что активность в интернете помогает создать положительный профессиональный имидж? (Да/Нет)
III. Самопрезентация и профессиональный имидж
- Участвуете ли вы в конкурсах, вебинарах, конференциях для повышения узнаваемости? (Часто, Иногда, Никогда)
- Какой стиль общения с учениками и родителями вы считаете наиболее эффективным? (Формальный, Дружелюбный, Деловой, Другой)
- Насколько важно для вас мнение коллег и учеников о вашей работе? (Очень важно, Не особо важно, Не важно)
- Какой основной принцип вы придерживаетесь в построении профессионального имиджа?
- Профессиональное развитие и позиционирование
- Какие шаги вы уже предприняли для создания своего профессионального бренда?
- Какие навыки, на ваш взгляд, необходимо развивать для укрепления личного бренда?
- Какую роль играет саморазвитие в формировании вашего профессионального имиджа?
- Что мотивирует вас развивать личный бренд? (Карьерный рост, Уважение коллег, Признание учеников, Другое)
- Какие трудности вы испытываете при формировании личного бренда?
- Какие три слова лучше всего характеризуют ваш профессиональный стиль?
Спасибо за участие в опросе!