КГУ "Психолого-медико-педагогическая консультация Турксибского района города Алматы"
Официальный интернет ресурс

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ»

элективный курс, специальные курсы

Программа

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ»

Для учителей

1 час в неделю, всего 34 часа

Абенова Индира Болатовна

КГУ “ ПСИХОЛОГО-  МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ТУРКСИБСКОГО РАЙОНА ГОРОДА АЛМАТЫ”

 

руководитель, учитель- дефектолог,педагог- эксперт

 

 

 

 

  1. Содержание пояснительной записки

 

        Данная программа» организация профессионального развития учителей " рассчитана на 2024-2025 учебный год в организациях среднего образования Республики Казахстан. Она направлена на совершенствование профессиональных навыков учителей, эффективную организацию процесса обучения и воспитания в соответствии с требованиями современного образования.

       Программа способствует формированию у педагогов навыков саморазвития, повышения профессионального мастерства и освоения новых педагогических технологий. Кроме того, он оказывает учителям практическую поддержку в таких областях, как внедрение инновационных методов, использование цифровых образовательных ресурсов, развитие эмоционального интеллекта и взаимодействие с профессиональными сообществами.

     Структура программы основана на теоретических основах, практических заданиях, саморефлексии и критериях оценки. Учителя оттачивают свое педагогическое мастерство, составляя планы профессионального развития, создавая портфолио, обмениваясь опытом с коллегами.    В результате реализации данной программы учителя смогут повысить качество образования и освоить применение гибких стратегий обучения, отвечающих потребностям учащихся.

     Данная программа направлена на организацию профессионального развития учителей, адаптирует их к новым требованиям в системе образования и помогает эффективно использовать инновационные решения.

Цель программы:

Освоение стратегий управления профессиональным развитием учителей, эффективных методов обучения и современных образовательных тенденций.

 Обязанности:

1.Разъяснение  основ профессионального развития – изучение способов управления профессиональным развитием учителей.

2.Овладение современными педагогическими технологиями – обучение инновационным методам обучения и цифровым инструментам.

3.Совершенствование педагогического мастерства-развитие творческого потенциала педагогов, укрепление лидерских качеств.

4.Формирование навыков саморазвития – развитие у педагогов навыков рефлексии, самооценки и непрерывного образования.

5.Организация профессионального сообщества – укрепление внутришкольных и внешних профессиональных связей, создание площадок для обмена опытом.

 Актуальность программы

Интенсивные изменения в сфере образования, развитие технологий и внедрение новых педагогических методов требуют непрерывного совершенствования профессионального развития педагогов. Сегодняшний учитель должен не ограничиваться только предметными знаниями, а владеть современными методами обучения и пользоваться цифровыми средствами. Кроме того, важно адаптироваться к потребностям учащихся, развивать эмоциональный интеллект и формировать навыки обучения на протяжении всей жизни.

Направленность:

Программа предназначена для педагогов, руководителей школ, методистов, менеджеров образования. Он предлагает комплексные методы управления профессиональным развитием учителей.

 Научность:

Данная программа основана на современных исследованиях в области педагогики, психологии, управления образованием. Он опирается на "теорию профессионального развития" М. Фуллана, "теорию ближайшего развития" Л. Вигоцкого, "модель рефлексивного обучения" Д. колба и другие научные концепции.

 Новизна

  1. Инновационные методы: Lesson Study, Coaching & Mentoring, STEAM, Gamification.
  2. Использование цифровых инструментов: Google Classroom, Kahoot, Quizizz, Padlet.
  3. Создание профессионального сообщества: организация площадок для обмена опытом учителей.
  4. Педагогические стартапы и предпринимательство: личный брендинг учителя и создание онлайн-курсов

 Ожидаемые результаты программы

  1. Владеет принципами организации профессионального развития учителей.

2.Умеет применять на практике инновационные методы обучения.

  1. Эффективно использует цифровые инструменты.
  2. Умеет составлять и реализовывать план профессионального развития.

5.Может организовать профессиональные сообщества в своей школе.

 

Методы обучения

  1. Лекции (30%)
  2. Практические занятия (40%)
  3. тренинги, воркшопы (20%)

4.Размышления и самооценка (10%)

2.Содержательный раздел

№1 раздел. Основы управления профессиональным развитием учителей (8 часов)

1.1

Теоретические  основы профессионального развития

2 часа

1.2

Основные  направления профессионального развития учителей

2 часа

1.3

Модели  профессионального развития: Lesson Study, коучинг ,наставничество

2 часа

1.4

 Планирование  и оценка программ профессионального развития

2 часа

№2 раздел. Пути  повышения компетентности учителей (10 часов)

2.1

Компетентность  учителя XXI века

2 часа

2.2

Стратегии  саморазвития учителя

2 часа

2.3

Инновационные  методы обучения

2 часа

2.4

Организация  профессиональных сообществ

2 часа

2.5

Формирование  личного бренда учителя

2 часа

№3 раздел .Современные тренды в профессиональном развитии учителей (8 часов)

3.1

Образовательные  технологии и цифровая среда

2 часа

3.2.

Важность  EdTech и искусственного интеллекта

2 часа

3.3

Эмоциональный  интеллект учителя

2 часа

3.4

Педагогические стартапы и предпринимательство

2 часа

№4 раздел. Составление  плана профессионального развития учителей (8 часов)

4.1

Разработка  индивидуального плана развития учителя

2 часа

4.2

Создание  портфолио профессионального развития

2 часа

4.3

Организация  внутришкольной системы профессионального развития

2 часа

4.4

Итоговая  рефлексия и оценка

2 часа

5

Всего:

34 часа

 

 

  1. Нормативный раздел

В неделю-1час. Итого - 34 часа.

                       

Раздел

 Тема

Цель обучения

Количество часов

Все

Теория

Тәжірибе

Все

№1 раздел. Основы управления профессиональным развитием учителей (8 часов) Теория-8, Практика -0

1.1

Теоретические  основы профессионального развития

Учителя понимают теоретические основы профессионального развития, приобретают его значение в системе образования.

2

2

 

Учителя: осваивают основные понятия, концептуальные основы профессионального развития и значение непрерывного образования.

1.2

Основные  направления профессионального развития учителей

Учителя понимают основные направления профессионального развития, исследуют возможности их применения в своей практике.

2

2

 

Учителя: изучают современные направления профессионального развития, пути совершенствования педагогического опыта и стратегии саморазвития.

1.3

Модели  профессионального развития: Lesson Study, коучинг ,наставничество

Учителя разбираются в особенностях моделей Lesson Study, коучинга и обучения, анализируют их эффективность и применяют на практике.

2

2

 

Учителя: знакомятся с эффективными моделями профессионального развития и осваивают практическое применение методов Lesson Study, коучинга и обучения.

1.4

 Планирование  и оценка программ профессионального развития

Учителя владеть методами планирования и оценки программ профессионального развития, анализировать их результативность.

2

2

 

Учителя: осваивают и внедряют в свою практику методы планирования, реализации и оценки программ профессионального развития.

№2 раздел. Пути  повышения компетентности учителей (10 часов)теория-3, Практика -7

2.1

Компетентность  учителя XXI века

Учителя  понимать основные аспекты профессиональных компетенций в XXI веке, осваивать их роль в системе образования, и изучать направления профессионального развития.

2

1

1

Учителя определяют современные педагогические компетенции и составляют инфографику или таблицу, отражающую их значение в профессиональной деятельности.

2.2

Стратегии  саморазвития учителя

учителя понимать стратегии саморазвития, приобретать навыки, необходимые для профессионального развития, и давать возможность составить индивидуальный план развития.

2

 

2

Учителя разрабатывают индивидуальные планы профессионального развития и формулируют их на основе целей SMART.

2.3

Инновационные  методы обучения

учителям необходимо понимать особенности инновационных методов обучения, осваивать их эффективность, и исследовать пути их применения на практике.

2

 

2

Учителя анализируют инновационные методы обучения и готовят презентацию, описывающую их особенности.

2.4

Организация  профессиональных сообществ

учителя понимают структуру и деятельность профессиональных сообществ, осваивают их роль в обмене опытом между учителями, и изучают методы совместной работы.

2

2

 

Учителя анализируют способы развития профессиональных сообществ и создают рекомендации, предлагающие эффективные стратегии организации.

2.5

Формирование  личного бренда учителя

учителя понимать значение формирования личного профессионального бренда, овладевать его основными элементами и исследовать пути развития собственного профессионального имиджа.

2

 

2

Учителя изучают стратегии формирования личного бренда и составляют личное портфолио или резюме для использования в профессиональных социальных сетях.

№3 раздел. Современные тренды в профессиональном развитии учителей (8 часов)теория-3, практика -5

3.1

Образовательные  технологии и цифровая среда

Формирование у учителей понимания образовательных технологий и цифровой среды, овладение их эффективным использованием.

2

1

1

Учителя  работают с цифровыми средствами, используя современные образовательные технологии.

3.2

Важность  EdTech и искусственного интеллекта

Дать учителям возможность понять влияние EdTech и искусственного интеллекта на систему образования, научить их использовать в процессе обучения.

2

1

Учителя  изучают и используют возможности EdTech и искусственного интеллекта в процессе обучения.

3.3

Эмоциональный  интеллект учителя

Создание условий для понимания учителями значения эмоционального интеллекта и умения эффективно использовать его в профессиональной деятельности.

2

1

1

Учителя  развивают навыки эмоционального интеллекта и налаживают эффективные отношения.

3.4

Педагогические стартапы и предпринимательство

Обеспечить понимание учителями основ предпринимательства и стартапов в сфере образования, привить навыки разработки инновационных проектов.

2

 

2

Учителя  разрабатывают образовательные стартапы и предпринимательские идеи.

 №4 раздел. Составление  плана профессионального развития учителей (8 часов)теория-3, практика -5

 

 

2

4.1

Разработка  индивидуального плана развития учителя

Понимать  систематическое планирование профессионального развития учителей, уметь составлять индивидуальный план развития.

2

1

1

Педагоги  разрабатывают индивидуальный план развития.

4.2

Создание  портфолио профессионального развития

Понимание  методов обобщения и демонстрации профессиональных достижений учителей, овладение созданием портфолио.

2

1

1

Учителя  создают профессиональное портфолио.

4.3

Организация  внутришкольной системы профессионального развития

Понимание  значимости внутришкольной системы профессионального развития, овладение ее организацией и реализацией.

2

1

1

Учителя  организуют внутришкольную систему развития.

4.4

Итоговая  рефлексия и оценка

Понимать  значение анализа и оценки процесса профессионального развития, владеть рефлексией на свой опыт.

2

 

2

Учителя  анализируют и оценивают профессиональное развитие.

5

Всего:

 

2

17

17

 

 

4.Информационно-методический раздел

Оценочные критерии:

  1. "Удовлетворительно" (40% -64%) – Основные требования выполнены частично, но есть трудности с полным усвоением материала.
  2. "Хорошо" (65% -84%) – Материал достаточно усвоен, необходимо улучшить некоторые аспекты.
  3. "Отлично" (85% -100%) – Все  требования выполнены на высоком уровне, материал полностью освоен.

 

        

  1. Методические рекомендации по организации обучения

 

 

 

 

Данное методическое пособие разработано для эффективного проведения курса, направленного на профессиональное развитие. Он включает в себя основное содержание каждого раздела, методы обучения, организационные подходы и дидактический материал.

Раздел № 1: Основы управления профессиональным развитием педагогов (8 часов)

1.1 теоретические основы (2 часа)

Основной контент:Понятие, значение профессионального развития.Изменения и требования в современном образовании.Методы обучения:Презентация и лекция.Размышлять ("что для вас значит профессиональное развитие?"обсуждение)Дидактические материалы:Инфографика: "этапы профессионального развития»Материалы учебника и статьи

1.2 направления профессионального развития педагогов (2 часа)

Основной контент:Основные направления непрерывного профессионального развития (курсы повышения квалификации, обмен опытом, научные исследования)Правовые основы профессионального развития педагогов в Казахстане.Методы обучения:

Мозговой штурм « " какие пути профессионального развития вы знаете?»

Кейс-анализ (исследование конкретных случаев)Дидактические материалы:

Список программ профессионального развития для педагогов.Тематические видео и презентации

1.3 модели профессионального развития: Lesson Study, коучинг ,менторство( 2 часа)

Основной контент:Особенности метода Lesson Study.Коучинг и менторство как инструмент профессионального развития.Методы обучения:Командная работа (разработка плана Lesson Study)

Практическое задание (моделирование коучинговой сессии).Дидактические материалы:

Рекомендации по коучингу и ментору.Образцы планов уроков Lesson Study

1.4 планирование и оценка программ профессионального развития (2 часа)

Основной контент:Этапы планирования профессионального развития педагогов.Критерии оценки и размышления.Методы обучения:SWOT-анализ (разработка собственного плана профессионального развития)Дебаты: "насколько важен план профессионального развития?»

Дидактические материалы:Образец плана профессионального развития.Оценочные листы и вопросы самоанализа

Часть №2: пути повышения компетентности педагогов (10 часов)

2.1 компетентность учителя XXI века (2 часа)Основной контент:Новые требования в образовании

Важность Soft skills и Hard skills.Методы обучения:Групповая дискуссия «" какие компетенции важны?»Лист самооценки.Дидактические материалы:Карта компетенций учителя XXI века

2.2 стратегии саморазвития Учителя (2 часа)Основной контент:Методы саморазвития: рефлексия, SMART-постановка целей.Методы обучения:Самооценка (составление индивидуального плана развития)Дидактические материалы:SMART-модель целеполагания.

2.3 инновационные методы обучения (2 часа)Основной контент:Интерактивное обучение, STEAM, геймификация.Методы обучения:Практическое занятие (применение инновационных методов обучения)Дидактические материалы:Интерактивные шаблоны уроков.2.4 организация профессиональных ассоциаций (2 часа)Основной контент:Профессиональные объединения учителей, обмен опытом.Методы обучения:Размышления (организация клубов по обмену опытом)

Дидактические материалы:Обзор профессиональных ассоциаций

2.5 формирование личного бренда Учителя (2 часа)

Основной контент:Важность личного бренда, стратегии самореализации.Методы обучения:Анализ имиджа в социальных сетях.Дидактические материалы:

Чек-лист по формированию личного брендаЧасть № 3: Современные тренды в профессиональном развитии учителей (8 часов)3.1 образовательные технологии и цифровая среда

Основной контент:Дистанционное обучение, системы LMS.Методы обучения:Практическая работа (исследование цифровых платформ)Дидактические материалы:Список инструментов EdTech

Раздел № 4: разработка плана профессионального развития учителей (8 часов)

4.1 разработка индивидуального плана развития (2 часа)

Основной контент:Алгоритм разработки собственного плана развития.Методы обучения:

Практическая работа (разработка собственного плана развития)Дидактические материалы:

Образец плана самостоятельного развитияЭффективная организация обучения в рамках элективного курса «Организация профессионального развития учителей» требует соблюдения современных методических подходов, обеспечивающих всестороннее развитие педагогов.

 

Основные принципы организации обучения:

Комплексный подход – курс сочетает теоретическое изучение, практическую деятельность и рефлексию для глубокого усвоения материала.

Интерактивные методы – активное использование дискуссий, групповых заданий, коучинг-сессий и проектной работы.

Применение цифровых технологий – использование онлайн-платформ, электронных ресурсов и EdTech-инструментов для повышения эффективности обучения.

Персонализация обучения – адаптация содержания курса под потребности и уровень подготовки педагогов.

Рефлексия и самооценка – систематическое подведение итогов, анализ собственного профессионального развития и постановка новых целей.

Форматы работы в рамках курса:

Лекционные занятия – знакомство с ключевыми концепциями профессионального развития, педагогическими теориями и инновационными методами.

Практические занятия – анализ кейсов, моделирование педагогических ситуаций, разработка стратегий профессионального роста.

Проектная деятельность – работа в командах над созданием образовательных продуктов и внедрение их в практику.

Онлайн-ресурсы – работа с электронными портфолио, участие в профессиональных сообществах и вебинарах.

Индивидуальные консультации – обсуждение персональных стратегий развития с наставниками и экспертами.

 

Приложение №1

Анкета: «Формирование личного бренда учителя»

Уважаемый(ая) коллега!
Данная анкета поможет определить ваш уровень понимания и восприятия личного бренда учителя, а также выявить пути его формирования и развития. Пожалуйста, ответьте на вопросы честно.

  1. Общие вопросы
  1. Как вы понимаете термин «личный бренд учителя»?
  2. Считаете ли вы, что личный бренд влияет на вашу профессиональную деятельность? (Да/Нет)
  3. Как вы оцениваете свой личный бренд на данный момент? (Слабый, Средний, Сильный)
  4. Какие качества, по вашему мнению, должны быть у учителя с сильным личным брендом?
  5. Какую роль играет ваш внешний вид и стиль общения в формировании имиджа учителя?
  1. Цифровой имидж и социальные сети
  1. Используете ли вы социальные сети для профессионального развития? (Да/Нет)
  2. Какие платформы вы предпочитаете для профессионального общения? (Instagram, Facebook, Telegram, YouTube, TikTok, Другое)
  3. Как часто вы публикуете образовательный контент в социальных сетях? (Регулярно, Иногда, Никогда)
  4. Ведёте ли вы личный блог или страницу, связанную с педагогической деятельностью? (Да/Нет)
  5. Считаете ли вы, что активность в интернете помогает создать положительный профессиональный имидж? (Да/Нет)

III. Самопрезентация и профессиональный имидж

  1. Участвуете ли вы в конкурсах, вебинарах, конференциях для повышения узнаваемости? (Часто, Иногда, Никогда)
  2. Какой стиль общения с учениками и родителями вы считаете наиболее эффективным? (Формальный, Дружелюбный, Деловой, Другой)
  3. Насколько важно для вас мнение коллег и учеников о вашей работе? (Очень важно, Не особо важно, Не важно)
  4. Какой основной принцип вы придерживаетесь в построении профессионального имиджа?
  1. Профессиональное развитие и позиционирование
  1. Какие шаги вы уже предприняли для создания своего профессионального бренда?
  2. Какие навыки, на ваш взгляд, необходимо развивать для укрепления личного бренда?
  3. Какую роль играет саморазвитие в формировании вашего профессионального имиджа?
  4. Что мотивирует вас развивать личный бренд? (Карьерный рост, Уважение коллег, Признание учеников, Другое)
  5. Какие трудности вы испытываете при формировании личного бренда?
  6. Какие три слова лучше всего характеризуют ваш профессиональный стиль?

Спасибо за участие в опросе!

 

 

Записаться на прием

Искренне рад приветствовать Вас на нашем сайте

Искренне рад приветствовать Вас на нашем сайте